Ценность образования, корочка или не только?

Увидел замечательную статью на Facebook от Ольги Киц-Ковязиной (ссылка). Суть в том, что она не отправила ребёнка после школы в ВУЗ, а позволила ей попробовать жизнь и определиться со своими приоритетами и желаниями. И «увидел он что это хорошо», ведь сколько можно задать вопросов об образовании и его цели в теории, и что по факту на практике.

Про образование вообще

Не буду сравнивать учителей и преподавателей сейчас и «вот было время», это глупо, т.к. каждый человек индивидуален.

Но есть другой тренд, тренд на зубрёжку, среднее образование стало «агрессивнее», оно начинается раньше, уже к поступлению в школу ожидается что ребёнок подготовлен основательно, а далее его гонят невиданными темпами к ЕГЭ. Итогом образования становится не общий багаж знаний и понимания предметов, а балл в ЕГЭ. Возможно ЕГЭ и показывает уровень владения информацией, но цель не та… вместо желания учится создаётся желание заучивать.

По ВУЗы отдельная история, они подчинятся Минобразования, а те живут своей жизнью, вся схема стала настолько неповоротливой что не успевает за реальной ситуацией, которая меняется каждый год.

Специализации ВУЗов не отражают требований профессий, сами ВУЗы не успевают реагировать на спрос рынка труда. И получаем мы что получаем. То горы юристов в 2000-х, теперь горы экономистов… А зачем столько экономистов в стране без экономики? престижно? а престижно что? корочка что ли?

 

Нереализованные мечты родителей

Отдельно дети страдают от своих родителей и как написала Ольга, они сами загоняют своих детей в ловушку образования.

Представьте, что я в 35 лет уже динозавр, а в 45 буду ископаемым с точки зрения новых трендов в профессиях. Посмотрите, как быстро меняется мир вокруг, когда я школу заканчивал интернет был по карточкам, а MP3 файл качался час! а сейчас есть профессия блогер и она может вполне достойно обеспечивать человека.

  • Что мы делаем, нагружая незнающего ещё жизни ребёнка своим устаревшим уже опытом?
  • Что мы делаем с ребёнком, загоняя его в рамки своего понимания кем ему надо быть?

Так и получается, что образование для галочки, а работают по факту где придётся, где возьмут и где побольше заплатят.

 

Мой опыт в образовании

Я троечник, и не стажусь этого, скорее горжусь. Меня не заставляли делать домашку с 4 класса, и я учил то что мне нравилось в том ритме как у меня это получалось, а что не нравилось и не получалось дотягивал до тройки. Зато есть предметы, которые мне действительно запомнились, которые до сих пор вызывают у меня интерес и главное я помню по ним основы и легко ориентируюсь.

Конечно и по мне прошёл каток желаний родителей. Аттестат мне натянули, в универ «запихнули», мне казалось, что он мне нравится, но я б туда сам никогда не попал без помощи родителей.

Тут можно сказать что они мне помогли, а помогли ли? я не тянул МГТУ, потому что в процессе понял, что мне это не интересно, что хобби и профессия — это разные вещи. И с кучей историй я покинул МГТУ через 4 года! перейдя на вечерний в МГСУ на 2ой курс!!! Я потерял кучу времени, сил, получил бесполезные мне знания, единственное что успел научится у пары отличных преподавателей — это умение искать и анализировать информацию.

Я запомнил на всю жизнь фразу преподавателя Феоктистова по матану: «тут вас учат работать с информацией».

Я закончил МГСУ факультет ЭОУС (экономика строительства), 95% знаний просто мусор оказались. Они просто не применимы в реальности, а если и применимы, то методы уже не актуальны и не оптимальны.

Из школы идёшь в ВУЗ говорят — забудь что было в школе… Из ВУЗв на работу — забудь что было в ВУЗе.

Я начал работать и учился заново практики у людей «с полей». действительно забыть пришлось всё. Я работал по специальности и учился в МГСУ параллельно и ярко видел разрыв теории и практики. некоторые преподаватели ставили просто «автомат», когда рассказывал, что уже работаю, потому что они сами понимали, что учат не актуальному, а согласованному свыше.

В качестве дипломной я просто перевёл и переписал методичку зарубежного руководства для новичков, а в качестве примера влепил проект на котором работал, вопросов даже не было, т.к. уже работал тогда на строительстве транспортного терминала Москва-сити.

Что ж делать то?

Запомнить, что образование — это инструмент, отдельно он ничего не стоит.

Взращивайте у ребёнка здоровую самооценку, любовь к знаниям, желание учиться новому и самообразовываться.

Даже если вам кажется, что ребёнок приобретает бесполезный навык, не мешайте этому, навыки бесполезными не бывают, как минимум это будет опыт самообразования. Есть приличный шанс, что бесполезный навык окажется очень востребованным, когда ребёнок вырастет.

Дайте ребёнку определиться самому, рассказывайте про свою жизнь, но не заявляйте ему, что вы знаете как у него всё будет. ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ на самом деле, а только так думаете. рассказываете по разные профессии и занятия, расширяйте кругозор, так у него увеличится шанс найти то в чём у него талант, а таланты есть у вех, но правда не все их находят.

Позвольте ребёнку ошибаться самому, если это не связано с «безопасностью», т.е. возможным вредом здоровью или нарушением законов. Поддерживайте ребёнка после ошибок, не критикуйте его выбор, позвольте ему научиться держать «удар».

Запомните «не ошибается только тот, кто ничего не делает», вы же не хотите отбить ребёнку желание что-то делать?